Очерк современного историка о митрополите Андрее Русском (княжиче Изяславе Всеволодовиче из Ольговичей, ветви рода Рюриковичей)
В лето от Рождества Христова 1268 под стенами цареградскими сошлись две рати на сечу лютую. Но взгляд путника постороннего не отличил бы соперников друг от друга. Ибо были обе силушки русским. Первую рать, короля Галицкого, что Папу Римского признал, но справлял обряды православные, вел князь Димитрий Александрович. Сын Александра Ярославича, некогда прозванного Невским, Владыки Тмутараканского. Вторую рать, кесаря Русского, великого князя Киевского, Черниговского и Владимирского, вел князь Андрей Александрович, молодший брат Димитрию. И когда рати сечиться собрались вдруг гром небесный грянул и между ними смиренный мних с крестом в руке появился.
- Люди русские, - молвил мних, - на меня взгляните. Я – смиренный раб божий Андрей, в миру Изяслав Всеволодович, сын Всеволода Владимировича, внук Владимира Игоревича, правнук Игоря Святославича. Взываю к вам, что вы делаете. Уже на чужой земле брат на брата идет. Неужели Святополку окаянному уподобиться хотите?
Говорил долго мних. О том, что русичи внуки Дажьбожьи (и никто не удивился, что языческого бога Солнца поминает), что войны братоубийственные погибель земле Русской принесут. Что враги Руси не дремлют и княжьей междоусобице радуются. И чудо свершилось. Пали на колени ратники из обеих станов. Взмолились к Господу. А после Димитрий Александрович и Андрей Александрович протянули друг другу руки и облабызались по-братски…
(Из летописи монастыря Феодора Стратилата)
Так гласит история о начале подвижнической деятельности будущего митрополита Русского Андрея. Личность легендарная, потомок славных князей и ханов, правнук Игоря и Кончака, внук Владимира и Свободы, дитя княжьей междоусобицы. Дед его Владимир наделал много раздора среди потомков Рюрика. Изяслав был рожден в 1238 году где-то на Волыни, отец его потерял удел и вскорости умер. Отроком воспитывался наш безудельный княжич при дворе Даниила Галицкого, своего дальнего родича, и быть бы Изяславу, по княжьей доброте, удельным князьком, а не повезет, так воеводою. Но начал Данила с Римом заигрывать, Папу признавать, королевскую корону принял. А Изяслав поборником православия оказался и от опекуна ушел. И отправился на юг, в Тмутаракань.
В земле Тмутараканской в то время княжил Александр Ярославич, прозванный ранее Невским. Здесь надобно несколько слов о Тмутараканском княжении сказать. Со времен Святославовых, а то и ранее входила Земля Тмутараканская в Русь Святую. Но после половецкого нашествия и расселения степняков в Причерноморье русский контроль над землей был потерян и власть над землей была то у половецких ханов, то у византийцев, точнее у их наместников в Суроже.
В год 1220 на Сурож и Тмутаракань напал амир Хусам-ад-дин Чупан, главный амир и полководец султана Румского Ала-ад-дина Кейкобада. Половецкий хан Юрий Кончакович и союзный ему князь Мстислав были вынуждены заплатить дань и затаили обиду. Тут и вспомнил хитрый Юрий, что его овдовевший зять Ярослав Всеволодович, ныне пребывавший во вражде с нынешнем тестем Мстиславом Удатным, остался без стола. И пригласил Ярослава сотоварищи прогнать бусурман. Была сеча великая. Многие русичи сложили свои буйные головушки под вражьими саблями, но ворога лютого в море сбросили. Ярослав воскняжился на Тмутараканском столе, выпросил себе епископа и начал задумываться о постройке монастыря, получившего позже имя его небесного покровителя Феодора Стратилата. Но недолгим было его княжение – помирился Всеволодов сын с тестем, вернул себе жену Ростиславу, а потом, два года спустя, вновь на новгородском столе княжить стал. В Тмутаракани же поставил Ярослав своего сына Феодора, но пока мальцу было два года, то забрал его с собой, а в посадники даровал верного боярина. Ну а монастырь не забывал, жертвовал на него и деньги, и рухлядь, и драгоценности. Десятком лет позже Ярослав, изгнанный новгородцами, вновь вокняжился в Тмутаракани, но опять не надолго. Добыл он вскорости Великое княжение Владимирское.
На Сурожь же турки вновь в набег ходили, да не единожды. Но Ярославов посадник Михаил, ханы половецкие Юрий Кончакович и Данила Кобякович, да ставшие союзными им бродники с воеводой Плоскиней во главе те набеги отразили. В Тмутаракань новгородские лихие ушкуйники тянуться начали, во главе с Садком Сытинычем да Василием Буслаичем, кораблей построили, сами на побережье Румелии за зипунами сходили.
Годы прошли и к 1244 году изгнали новгородцы неблагодарные сына Ярославова, Александра, Невским прозванного, что спасал их ранее от шведов, Ордена и литвинов. Думал Александр, где ему стол взять, в родовой Переяславль было подался, но тут позвали его тмутараканцы – володей мол нами, княже да защити от соседей диких.
И сел Александр Ярославич на тмутараканском столе. Замирился с соседями – зикхами, с печенежским ханом Петром Юрьевичем, внуком Кончака, побратался. Вдвоем данью Сурож обложили, почитай весь Крым их власть признавать стал. С аланами подружились, злых касогов побили, орду Бачмана усмирили. Подошедший было вновь флот румского султана в море разбили.
А после задумался Александр, как ему свои рубежи оборонить, как стол удержать, ибо начали на него зариться и князь Черниговский, и новоявленный король Галицкий. Пришлось князю второго своего сына – Димитрия - в Галич послать, третьего – Андрея - в Чернигов. Первенец - Василий оставался при отце, а последний - Даниил – был в родовой удел отправлен, и от щедрот стрыевых получил в удел город, именуемый Москвою. Много думал князь Александр, вспоминал «дела давно минувших дней», хоробров древних, заставы богатырские. Вспоминал недавних врагов своих – шведских и немецких рыцарей. И объявил, что отныне учреждает он Орден в честь Пресвятой Богородицы, а располагаться тому ордену неподалеку от княжьего стольного града, в селении. Что издавна звалось Фанагорией. Позже Орден Богородицы Фанагорийской не мало прославился. Встал во главе ордена верный Александра воевода Гаврила Олексич, что в битви при Неве некогда отличился. Вспомнив церемонии опоясывания гридней, а также традиции посвящения в рыцарский сан, начал Александр у себя рыцарство вводить.
Вот тогда-то Изяслав Всеволодович в княжестве Александра и появился. Был опоясан князем, получил службу в дружине, но затем в Орден Богородицы попросился. И хоть молод был, но слава юного княжича по земле Тмутараканской пошла. Во ногих сечах он прославился, воеводу Гаврилу Олексича от вражьего копья спас, своей грудью закрыл. Тяжелы были раны молодого Изяслава, но выходили его лекари заморские. Думали витязи Ордена Богородицы, что вновь вернется к ним побратим боевой, Гаврила Олексич задумывался, что когда на покой уйдет, на свое место княжича поставит, ну а сам князь Александр размышлял, что не плохо бы женить княжича на своей дочери вскорости, а потом выделить в удел земли, что около Дона лежали. Но княжич сложил свой меч и пешком направился в монастырь Феодора Стратилата. Попросился в послушники, позже принял постриг. И с тех пор стал смиренным иноком Андреем. С этим именем он и прославился в истории.
Прошло еще несколько лет. Не лишним будет напомнить читателю, что в это время Византийской империи как таковой не было. Константинополь лежал под властью латинян – их империя так и называлась Латинской. Православный же император, вместе с двором и высшим духовенством удалился в Никею. И никейцы всячески хотели вернуть былую мощь Византии. Вот тогда-то и обратили они свой взор на северного русского соседа. Зная, что князь Галицкий от Папы корону получил и едва ли не в католичество перешел, решил император привлечь русичей тем же способом. Великого князя Владимирского кесарем Русским объявил. Александра же Тмутараканского пожаловал в кесари Боспорские. И хана Петра Юрьевича не забыл, кесарем Куманским звать повелел.
И вот тогда то и пошли русские рати на Царьград. Тмутараканцы создали много кораблей, едва ли не больше, чем за триста лет до того у Олега. Во главе их войска пошел Василий Александрович. Цесаревич, князь Сурожский. Ордена Богородицы Фанагорийской хороборы на освобождение Царьграда в первых рядах войска тмутараканского пошли. Новоявленный кесарь русский, к тому времени подчинивший Киев и Чернигов, собрал большую рать и, желая угодить Александру, а себя и царевича подвергать риску не желая, поставил воеводой над ней Андрея Александровича. Половцев повел сам хан-кесарь Петр Юрьевич, предпочитавший титуловать себя каганом. Поднял он всю степную орду, а также бродников, берендеев, черных клобуков.
Но и латиняне не дремали. Пообещали Льву, Данилову сыну, что ныне в королях Галицких состоял, еще и корону Венгрии, а может и Литвы в придачу. И пошла рать Галича на Царьград. Лев Данилович сам в поход не рвался, у него соседи западные – Венгрия да Польша так и норовили кусок оттяпать, да и Орден немецкий не дремал, и брат, в Литве княживший, тоже на корону зарился. Отправил во главе рати Лев верного воеводу – Дмитрия Александровича.
О том, что было дальше, потом многое говорили по всему миру. Монах Андрей, Изяслав Всеволодович, в то время был отправлен в Никейскую империю, по делам духовным. Как он появился под стенами Константинополя остается только гадать. Но его появление во время грозы действительно остановило две русские армии. Можно так же гадать, его ли слова вдохновили Дмитрия Александровича объединиться с братьями, или кровное родство взыграло, но армии объединились и дали решающий бой войску Латинской империи. Бой был жестоким. Сыновья Александра все, кроме Димитрия, нашли в нем свою гибель, был тяжело ранен и хан Петр, возглавивший объединенные рати. Константинополь устоял, но силы его защитников таяли с каждым часом. Исход войны решили подошедшие войска Никейской империи и русский флот, ибо Александр рискнул и сам привел оставшиеся тмутараканские войска. Победа! Александр вновь показал, что он великий полководец, но как же омрачнена была радость князя. Из сыновей двоих уж нет, хан Петр умер у него на руках во дворце императоров Византии, не дожив дня до торжественного вступления православного императора в Константинополь.
Император Византийский был благодарен, Александра братом назвал, рядом с собой посадил, из одной чаши с ним пил. Однако многие историки сходятся на том, что болезнь Александра и кончина его через полтора года связаны с отравлением на том самом пиру. Известно, что в дальнейшем византийцы пытались вернуть себе Крым, стравить половцев и русских, поднять на мятеж аланов, спровоцировать даже Румский султанат на новое нашествие. Но все попытки их были тщетны.
Вернемся, однако, к нашему герою. Андрей остался в Константинополе и некоторое время провел при дворе Вселенского патриарха. В 1270 году мы вновь встречаем его в Тмутаракани, куда он прибыл незадолго до смерти Александра. Согласно летописи, именно он принял у князя последнюю исповедь. После этого начинается хождение Андрея по всей Руси. Он обходит пешком всю страну от Тмутаракани до Новгорода и везде призывает русичей к примирению. «Не должен брат на брата идти, когда вороги за воротами» - приписывают ему слова. Еще пять лет спустя мы находим Андрея в Киеве, где он, тогда уже епископ, призывает князей к походу в поддержку князя тмутараканского Димитрия Александровича. В тот год как раз Тмутаракань, едва оправившись от нападения турецкого флота, подверглась нападению войск хорезмшаха. Всем известны героические подвиги Ордена Богородицы Фанагорийской, до последнего защищавших монастырь Феодора Стратилата.
Проходит еще десять лет. Владыко Андрей, едва ли не самый авторитетный пастырь на Руси, становится митрополитом. С его воззваниями массовое крещение половцев, связывают походы русских князей на Кавказ, победу в войне с Булгаром, основание монастыря Феодора Стратилата на Дону, в том месте, где некогда был крупный хазарский город Саркел (многими десятилетиями позже оборона уже этого монастыря вошла в русскую историю, но не об этом сейчас речь). Скончался Владыко в Киеве, в 1325 году, похоронен в соборе Святой Софии.
О его роли до сих пор не умолкнут споры историков. Сейчас, когда ведутся разговоры о канонизации Владыки, следует внимательно изучить все эти мнения. Многими утверждается, что именно благодаря Андрею прекратились княжьи междоусобицы на Руси. И что он является вдохновителем процессов, приведших в дальнейшем к созданию нашего государства. Другими он возводится чуть ли не в идеологи русского крестового похода. Ну а третьими принижается, а то и вовсе отрицается роль Андрея его участия в эпизоде под стенами Константинополя. Эти авторы считают, что безудельный княжич Изяслав решил сделать духовную карьеру и весьма в этом преуспел, пользуясь своим происхождением и родственными связями. Им не кажутся доказательством ни летописи, ни воспоминания современников, ни сохранившиеся записи и проповеди самого Андрея. Мы же полагаем, что истина где-то посередине. Безусловно, княжеское происхождение во многом помогло Владыке достичь сана митрополита. Точно известно, что он присутствовал во время взятия объединенным войском Константинополя. Роль его как примирителя русских ратей отмечена во многих летописях, помимо цитированной в начале нашего очерка, а также в известной византийской хронике Филофея Диомида. Так же не подлежит сомнению роль Андрея в примирении Рюриковичей. Мы считаем, что само происхождение нашего героя – этому объяснение. Кому как ни ему, потомку Ольговичей, внуку злосчастного Владимира Игоревича, по сути жертве княжьих междоусобиц, не знать, к чему могут приводить братоубийственные распри. Но неуемную энергию князей куда-то следовало применять, и не мудрено, что Андрей, вольно или не вольно, тут историки спорят уже второй век, воспользовался опытом Папы Римского Урбана Второго, вдохновив князей на кавказскую экспансию, войну с Булгаром и Хорезмом. Духовные же подвиги пастыря – строительство монастырей, участие в завершающем этапе крещения половцев, сомнению не подлежат. Обобщая все это, можно характеризовать Владыку Андрея как незаурядного сына своей эпохи, личность неординарную, человека во многом послужившего на благо нашего отечество.
Приват-доцент Таманского университета Юрий Аскольдович Полубоярцев